Владимир Зак

Владимир Григорьевич Зак стал выдающимся наставником. Не добившись особых высот в качестве игрока, он нашел своё призвание на тренерском поприще. Он воспитал множество шахматистов с мировыми именами, среди которых и десятый чемпион мира.

Детство и осознание призвания

Володя родился в семье бухгалтера 11 февраля 1913 года. Тогда семья проживала в Бердичеве. Окончив школу, мальчик пошёл работать на оптико-механический завод. Он окончил институт и перешёл на должность инженера. Шахматами юноша занимался у сильного мастера, в последствии заслуженного тренера СССР, Петра Романовского. В 1938-м Зак стал кандидатом в мастера спорта.

С началом Великой Отечественной Владимир добровольцем ушёл на фронт. Он прошёл всю войну. Демобилизовавшись, переехал жить в Ленинград.

С 1946 года по вечерам Владимир Григорьевич вёл шахматный кружок, который организовал во Дворце пионеров. Он искренне любил детей, и хотел привить им любовь к шахматам. Это занятие было «для души», поскольку не приносило ощутимого дохода.

40 лет тренерской работы

После войны Зак участвовал в двух матчах на звание мастера – в то время обычная практика в СССР. Однако оба раза пришлось уступить. Обидчиками были Виктор Васильев, в последствии сильный аналитик и тренер, и Юрий Авербах, который вскоре после матча стал гроссмейстером. Через некоторое время после неудачных попыток повысить квалификацию Владимир Григорьевич отошёл от участия в шахматных соревнованиях и все свои силы отдавал ученикам. В 1958-м эти усилия были вознаграждены. Он был удостоен звания заслуженного тренера СССР.

Его воспитанниками были видные советские шахматисты Борис Спасский, Валерий Салов, Лариса Вольперт, Виктор Корчной, Александр Кочиев, Гата Камский, Алексей Ермолинский. Все они очень тепло отзывались о своём наставнике. Их статьи и воспоминания о легендарном тренере читатель найдет ниже в разделе «Интересные материалы».  

Зак всегда интересовался жизнью своих учеников. Некоторым он заменил отцов, погибших на фронте. Ленинградские подростки, будущие шахматисты с именами, известными всему миру, часто обедали в доме тренера. Наставник рекомендовал детям книги, приобщал и к другим видам спорта. Он переживал за успехи своих воспитанников. Для юного Бори Спасского Зак «выбил» спортивную стипендию. Это было большим подспорьем для семьи, которая осталась без кормильца.

Занятия Владимира Григорьевича всегда были познавательны и информативны. Он популяризировал шахматы, издавал книги, которыми зачитывались и дети, и взрослые. Некоторые из них представлены вашему вниманию в разделе «Интересные материалы».

Умер великий тренер 25 ноября 1994 года.

Интересные материалы

Download
Все партии Зака в одной базе!
Все партии Зака в одной базе.pgn
Text Document 18.0 KB
Download
Зак,Длуголенский - Я играю в шахматы,198
djvu File 9.4 MB
Download
Зак. О маленьких для больших (1973).djvu
djvu File 6.6 MB
Download
Воспоминания учеников.pdf
Adobe Acrobat Document 729.9 KB
Download
Гуревич Мемуары о Заке.PDF
Adobe Acrobat Document 111.3 KB
Download
Сосонко Учитель.PDF
Adobe Acrobat Document 415.3 KB

Интересные истории

«Мрачных дней в работе тренера гораздо больше, чем светлых. Оценивают нас не по работе, а по результатам этой работы» - В.Г. Зак


Из статьи ученика Зака гроссмейстера Геннадия Сосонко: "Мне кажется, что тот факт, что он так и не стал мастером, оставил у Зака рану, которая так и не затянулась, даже когда ему в 1958 году присвоили звание «Заслуженный тренер СССР». Вижу хорошо его на закрытии юношеского первенства страны, когда судья турнира, представляя тренера ленинградской команды, запнулся: «Мастер спорта... мастер спорта... кандидат в мастера спорта Зак». Лицо его и весь облик напоминали изваяние времен цивилизации инков: немигающий взор был устремлен на говорившего и только желваки играли больше обычного"


Из статьи гроссмейстера Сосонко: "Когда говорил Зак, чувствовалось, что шахматы для него — всё, вернее, даже не сами шахматы, а весь этот мир, где «полуфинал города среди юношей» звучал как «Песнь песней», анализ, или «шлифовка», как он называл этот процесс, ладейного эндшпиля представлялся важнейшим действом в мире, а вопрос, кто и на какой доске будет играть за юношескую сборную города, вырастал до проблемы глобального масштаба. Эту преданность шахматам дети чувствовали очень хорошо и сами, конечно, заражались ею"