Франсуа-Андре Филидор снискал славу первого шахматного стратега, а также одного из первых видных аналитиков этой древней игры. Выдвинутые им более двух веков назад принципы позиционной игры опередили своё время на многие десятилетия. Некоторые до сих пор актуальны и в наши дни!
Франсуа-Андре Филидор родился 7 марта 1726 года во французском городке Дрё. В его семье несколько поколений мужчин были придворными музыкантами. В 6 лет у Франсуа обнаружился идеальный слух. Его приняли в хоровую капеллу Версаля.
Музыканты в перерывах между репетициями любили играть в шахматы. Маленький Филидор быстро усвоил правила, и ко времени окончания обучения 14-летний Франсуа с легкостью обыгрывал всех своих товарищей. Через некоторое время юноша переехал в Париж, где стал зарабатывать на жизнь уроками музыки. Параллельно с преподавательской деятельностью он ежедневно посещал легендарное кафе «Режанс» - центр шахматной жизни столицы. За столиками этого заведения сражались не только великие мастера того времени, но и знаменитые писатели, общественные и политические деятели: Тургенев, Вольтер, Руссо, Наполеон Бонапарт, Д’Аламбер и многие другие.
Филидор много практиковался в партиях с сильнейшим игроком Парижа Легалем де Кермюр, тем самым, чью матовую конструкцию теперь изучают все начинающие шахматисты. По началу новичку в качестве форы давалась ладья, но со временем её пришлось уменьшить, а затем и вовсе убрать. В конце концов Филидор стал регулярно обыгрывать своего учителя и заслуженно завоевал репутацию лучшего игрока в городе.
Победа над Легалем, безусловно, была значимым событием в жизни юного музыканта, однако, настоящие успехи были впереди. Возможно, шахматному миру не было бы известно имя Филидора, если бы не его поездка в Голландию в 1745 году, где ему довелось сопровождать на концертных гастролях одну французскую арфистку. Франсуа часто играл на ставку, а соперниками были в основном расквартированные в этой стране английские офицеры. Весть о необычайно сильном шахматисте дошла до главнокомандующего англо-голландской армией – заядлого любителя древней игры и мецената. Через два года он содействовал поездке французского таланта в Лондон. Столица Британии считалась Меккой европейских шахмат. В этом месте Филидор мог продолжить оттачивать игровые навыки.
После приезда дебютант английских шахмат направился прямиком в кафе «Слоутер» - аналог парижского «Режанс». Очень скоро были повержены все лучшие игроки. Среди них: аналитик Александр Кенингем (изобретатель одноименной защиты в королевском гамбите), капитан Джозеф Бертин (автор книги «Благородная игра в шахматы», 1735), Филипп Стамма (сильнейший тактик и шахматный композитор), маэстро Абрагам Янсен. Последние двое оказали наибольшее сопротивление, но счет матчей говорит сам за себя : 8:2 и 4:1 соответственно. Вскоре Филидор нашел сильных покровителей – лордов Сандерленда и Годольфина -, позволявших не беспокоиться о материальном состоянии на время проживания в Англии и всецело посвятить себя занятиям шахматами.
В 1749 году увидел свет учебник Филидора под названием «Анализ шахматной игры». Это было самым значимым событием века для всего мира шахмат. В данном сочинении французский маэстро демонстрирует свою теорию на примере девяти составленных и подробно прокомментированных им партий. Суть идей Филидора заключалась в значимости игры пешками: это основа для грамотной организации атаки или защиты. Именно расположению пешек он отводил решающую роль в исходе любого поединка. «Мое главное намерение - предложить публике новинку. Я имею в виду игру пешек. Они являются душой партии. Только они создают атаку и защиту, их расположение решает участь партии» - писал автор. До Филидора люди играли согласно учениям итальянских мастеров во главе с Джоакино Греко (1600 – 1634). Их метод заключался в скорейшем развитии атаки путем вскрытия линий ценой многочисленных жертв фигур, в особенности пешек, о значимости которых вспоминали разве что в эндшпиле. По современным меркам всё это, конечно, переход из одной крайности в другую. Истина, как всегда, где-то по середине. Однако новаторские взгляды Филидора задали тренд для дальнейшего развития шахматной мысли, а его книга послужила основой для создания Вильгельмом Стейницем своего позиционного учения. Более подробно об «Анализе шахматной игры» можно прочесть в книге Я.Нейштадта «Некоронованные чемпионы», которую вы найдете ниже в разделе «Интересные материалы».
И всё таки шахматы, по мнению Филидора, не были его призванием. Он хотел заниматься музыкой и с целью пополнить свои познания в этой области в 1751 году отправляется в Потсдам, а затем и в Берлин, где заводит знакомства с немецкими композиторами. После Пруссии шахматный реформатор вернется в Лондон и только в 1755-м – в родной Париж. Во Франции Филидор тщетно добивался вакантного места королевского капельмейстера. Потерпев неудачу, он всецело посвятил себя композиции. Свой след в музыкальной истории он оставит в качестве непревзойденного мастера комической оперы.
Параллельно с музыкальной композицией французский маэстро регулярно играл в кафе «Режанс», нередко уезжал на шахматные гастроли в Англию, щедро оплачиваемые местными меценатами. Особой популярностью пользовались сеансы одновременной игры вслепую: победы Филидора с завязанными глазами приводили публику в восторг, а газеты не скупились на похвалы, называя французского гостя «первым шахматистом всех времен».
В декабре 1792 года Филидор вновь отправился в Лондон, но вернуться на Родину ему было не суждено: вскоре между Францией и Англией началась война. Спустя три года наступил мир, но появилось еще одно препятствие - новые французские власти занесли великого шахматиста в список эмигрантов, а закон об эмигрантах запрещал возвращаться в страну. В итоге семье Филидора удалось добиться исключения его имени из злополучного списка, однако было слишком поздно.
Франсуа-Андре Филидор скончался в Лондоне 31 августа 1795 года в возрасте 68 лет. Помимо своей позиционной теории, в наследство шахматному миру он оставил ряд эндшпильных анализов (к примеру, позиция Филидора в окончании «ладья с пешкой против ладьи»), а также одноименную защиту, начинающуюся ходами 1.е4 е5 2.Кf3 d6.
Интересные материалы
Интересные истории
Великий реформатор шахмат родился, когда его отцу исполнилось 73, а матери…19. Дело в том, что это был третий брак для Филидора-старшего. В момент рождения Франсуа 45-летний брат будущего шахматиста по имени Анн имел репутацию первоклассного флейтиста, композитора и автора опер-пасторалей.
Превосходство Филидора над Стаммой было очевидным еще до их матча. Именно поэтому в правилах поединка значилось, что во всех партиях начинает Стамма, а ничья приравнивается к его победе! Увы, даже такие условия не позволили избежать разгрома со счетом 8:2.
Всего Филидор написал более 25 опер. Одна из них на столько понравилась императрице Екатерине II, что та пожаловала французскому композитору 600 червонцев. За заслуги на музыкальном поприще Филидор был удостоен королевской пенсии, а после смерти его бюст был установлен в Парижском оперном театре.
Ни одно произведение шахматной литературы не выдержало столько изданий, как «Анализ шахматной игры». Сочинение Филидора еще при его жизни вышло в переводах на английский, немецкий, голландский и шведский языки. Книгу продолжали издавать в разных странах Европы и после смерти Филидора. В течение следующего века «Анализ» был перепечатан около ста раз!
Умение играть не глядя на доску Филидор сохранял до последних дней жизни. Последний свой сеанс одновременной игры он дал всего за два месяца до кончины.
Любимец кубинской шахматной публики Капабланка был не единственным шахматистом, изображенным на почтовой марке в этой стране. В 1976 году этой чести удостоился и Андре-Франсуа Филидор:
Представляю вашему вниманию партию Филидор – Брюль, сыгранную в далеком 1783 году в сеансе одновременной игры вслепую. Удивительно на сколько последовательно и строго в позиционном стиле француз провел этот поединок:
Этюд в практической партии! Эндшпиль, возникший во встрече Филидор – Боудлер (год не установлен), наглядно показывает силу игры первого шахматного стратега в заключительной стадии. К слову, данный фрагмент можно использовать для тренировок с квалифицированными шахматистами: