Революционер и убеждённый коммунист, Ильин-Женевский был сильным мастером. Имел прямое отношение к становлению советской шахматной школы. Несмотря на серьёзные травмы, полученные им в Первой мировой, Александр добивался отличных результатов на турнирах международного уровня.
Саша родился в 1894 году. Его отец был священнослужителем, а мать – дочерью генерал-майора российской армии. Семья жила в Петербурге и Александр, попавший под влияние старшего брата, увлёкся революционными идеями.
Увлекся шахматами в юношестве, участвовал в шахматных соревнованиях Петербурга. В 1913-м был исключён из гимназии без права обучаться на территории Российской империи. Семья отправила его в Швейцарию. В Женеве он поступает в университет на факультет естествознания. Город покорил воображение юноши. Александр начинает подписываться двойным псевдонимом Ильин-Женевский. В 1914-м он победил на чемпионате города, который так полюбился.
С началом войны Александр ушёл защищать Варшаву. Там он получил сильное отравление в ходе газовой атаки. После лечения вернулся в строй. Под Пясками был сильно контужен. Результатом этой травмы стала частичная потеря чувствительности конечностей, потеря памяти и слуха. Восстановление заняло годы. Пришлось снова постигать науку игры в шахматы.
В 1916- м Александр возвращается в Петроград и вливается в революционное движение. Именно он вёл огнемётно-химический батальон на штурм Зимнего дворца.
В 1920-м Ильин-Женевский переехал в Москву и организовал первый шахматный отдел в журнале «К новой армии». Как деятель Всевобуча он инициировал проведение первого шахматного турнира в Советской России: «Всероссийской шахматной олимпиады». Ильин-Женевский поделил 9-10 места при 16 участниках. Учитывая состав соревнования - Алехин, Романовский, Левенфиш, Блюменфельд, Зубарев, Рабинович и другие мастера - позже этот турнир был признан первым чемпионатом СССР.
С 1921-го Ильин-Женевский работал консулом в Прибалтике. За время дипломатической службы он участвовал в семи первенствах СССР, одержал победу на турнире ВЦСПС (1927), дважды становился лучшим шахматистом в Ленинграде (1926, 1929), стал чемпионом Закавказья (1932). Участвуя в 1-м московском международном турнире (1925), победил самого Капабланку. В этом же году за высокие результаты Александру было присвоено звание мастера спорта Советского Союза.
За авторством Ильина-Женевского было опубликовано несколько книг: «Дневник участника» (о 1-м московском международном турнире), сборник партий матча 1927 года Алехин – Капабланка, «Записки советского мастера» (1929). Известен также вариант Ильина-Женевского в голландской защите: 1.d4 f5 2.c4 Nf6 3.g3 e6 4.Bg2 Be7 5.Nf3 0-0 6.0-0 d6 7.Nc3 Qe8. Александр работал советником посла СССР во Франции и в Чехословакии.
Жизнь видного шахматного деятеля оборвалась трагически: 3 сентября 1941 года во время эвакуации из Ленинграда водным путём, Александр Ильин-Женевский попал под бомбардировку фашистских захватчиков.
Интересные материалы
Интересные факты
30 мая 1915 года Ильин-Женевский был отравлен немецкими газами под Варшавой, а после выздоровления и возвращения на фронт был вторично тяжело контужен. Помимо потери слуха, отнялись ноги и частично руки. Более того, была утеряна память. При чем до такой степени, что пришлось заново изучать правила шахмат! Лечение отняло годы, но, к счастью, Ильину-Женевскому удалось вернуться к полноценной жизни.
Победа Ильина-Женевского над действующим чемпионом мира Капабланкой на московском международном турнире 1925 года была, безусловно, сенсацией.
Однако еще более приятно для стороны-победительницы то, что данная партия обрела учебную ценность. Жертва ферзя, проведенная советским мастером, до сих пор иллюстрируется в шахматных
учебниках:
Уцелеть после немецкой бомбежки удалось жене Ильина-Женевского - Таисии. К слову, она была довольно сильной шахматисткой. Однако пережить трагическую гибель мужа она не смогла и через 4 дня после трагедии покончила жизнь самоубийством.
Хоть выступление Ильина-Женевского на "Олимпиаде" 1920 года получилось довольно посредственным, ему удалось сыграть вничью с самим Алехиным. При чем будущему чемпиону мира пришлось единственными ходами спасать положение в непростом пешечном эндшпиле. В последствии великий шахматист включил эту партию в свою книгу о шахматной жизни в большевистской России.